Bruno Ganz ... Adolf Hitler
Alexandra Maria Lara ... Traudl Junge
Corinna Harfouch ... Magda Goebbels
Ulrich Matthes ... Joseph Goebbels
Juliane Köhler ... Eva Braun
Heino Ferch ... Albert Speer
Christian Berkel ... Prof. Dr. Ernst-Günter Schenck
Matthias Habich ... Prof. Dr. Werner Haase
Thomas Kretschmann ... SS-Gruppenführer Hermann Fegelein
Michael Mendl ... General der Artillerie Helmuth Weidling
André Hennicke ... SS-Brigadeführer Wilhelm Mohnke
Ulrich Noethen ... Reichsführer SS Heinrich Himmler
Birgit Minichmayr ... Gerda Christian
Rolf Kanies ... General der Infanterie Hans Krebs
Justus von Dohnanyi ... General der Infanterie Wilhelm Burgdorf
«Загибель» ( «Бункер Гітлера», «Бункер», нім. Der Untergang - захід, крах) - фільм німецького режисера Олівера Гіршбіґеля про останні дні Третього райху, заснований на спогадах Траудль Юнґе, особистого секретаря Адольфа Гітлера, а також на однойменній книзі (Der Untergang) історика Йоахіма Фесту. Натурні зйомки проводилися в Берліні, Мюнхені, а також у Росії в Санкт-Петербурзі в одному з кварталів, де знаходилося кілька напівзруйнованих будівель і зовнішність якого була дуже схожою з Берліном 1940-х років, оскільки він забудовувався німецькими архітекторами.
Красуня Траудль (Лара) отримує роботу стенографістки в літнього пана (Ґанц), який ніколи не підвищує на неї голос. На жаль, трьома роками пізніше ця приємна людина програє Другу світову. Екранізація мемуарів гітлерівської секретарки Траудль Юнґе - якісна історико-хронікальна драма про стенографістку і світове зло в постановці Олівера Гіршбіґеля («Експеримент»).
Сергей Кудрявцев
6.5/10
Историческая военная драма
То, что этот немецкий фильм четырежды менял название, прежде чем был выпущен на экраны России компанией «Централ Партнершип», с одной стороны, является случайностью, а с другой — выражает противоречивость и неровность самого кинопроизведения. Окончательный русскоязычный вариант «Бункер» отнюдь не кажется удачным, поскольку не отражает суть картины, которая даже по сюжету вовсе не ограничивается пребыванием Гитлера и его приближённых в подземном бункере в момент штурма Берлина советскими войсками. Первоначальная версия «Падение Берлина» слишком уж очевидно вызывала в памяти одиозную ленту Михаила Чиаурели. А название «Взятие Берлина» скорее бы соответствовало нашей точке зрения на исторические события периода завершения второй мировой войны. Пожалуй, наиболее точным было заглавие «Крах», упомянутое в рекламных роликах, но от него почему-то решили отказаться.
В оригинале же фильм именуется «Падением», ибо снят по одноимённой книге (с подзаголовком «Гитлер и конец Третьего Рейха») немецкого историка Иоахима Феста, который сам участвовал в качестве режиссёра в создании в 1977 году документальной картины «Гитлер — Карьера». Кстати, и продюсер Бернд Айхингер, также выступивший на сценарном поприще, финансировал ещё в 1978 году ленту «Гитлер — Фильм из Германии» известного киноавангардиста Ханса-Юргена Зибергера. А для 47-летнего режиссёра Оливера Хиршбигеля «Падение» в какой-то степени перекликается с его первой работой для кино — «Экспериментом», где речь шла, в частности, о том, как в замкнутом сообществе людей вызревают ростки стихийного, подспудного проявления фашистских, человеконенавистнических настроений.
На самом-то деле, в «Падении» использована ещё и книга «До последнего часа» Траудль Юнге, бывшей стенографистки Гитлера, написанная ею с молодой журналисткой Мелиссой Мюллер. А открывают и замыкают повествование фрагменты из экранного интервью Юнге, которое она дала незадолго до своей смерти ещё в феврале 2002 года, пытаясь объяснить собственное участие во времена молодости в деятельности во имя нацистской Германии и лично Адольфа Гитлера.
Вот почему в фильме Хиршбигеля содержатся несколько отдельных, пусть и пересекающихся историй, в которых частное подчас парадоксально сочетается с глобальным, и судьба одной из секретарш фюрера якобы должна волновать зрителей так же, как и то, что может произойти с гитлерюгендовцем Петером. Но в этом как раз больше фальши и ложного пафоса относительно того, что «маленькие люди», которые попали в жернова фашистского Молоха, не столь уж виновны в происходящем, подобно и всему немецкому народу, безжалостно положенному нацистскими властителями дум на алтарь бесчеловечной идеологии.
Напротив, в сценах, когда готовятся к совершению самоубийства Адольф Гитлер и напоследок повенчанная с ним Ева Браун, а семейная чета Геббельс перед собственной кончиной осуществляет хладнокровный обряд умерщвления шестерых детей, картина Хиршбигеля достигает высот трагедии, причём в классическом понимании этого жанра. Конечно, Магда Геббельс — не Медея, а Гитлера не сравнишь даже с Креонтом. И всё-таки в отчаянных поступках «загнанных зверей», которые в последнем логове уничтожают себя и близких так же расчётливо и деловито, как это производили с целыми нациями, есть элемент если не понимания подобных людей, совершенно не заслуживающих права принадлежать к роду человеческому, то хотя бы стремление внимательно отнестись к их финальному выбору добровольного ухода из жизни. Отнюдь не все диктаторы и тираны в мировой истории решались на акты самоустранения, чтобы таким образом избежать кары и возмездия со стороны возмущённого человечества.
Тем не менее, и в нынешней Германии лента «Падение» вызвала неоднозначную реакцию, особенно среди интеллектуалов, посчитавших, что вообще не следует обращаться к персоне фюрера, поскольку существует риск его невольного «реанимирования» из-за показа на экране с обычными человеческими слабостями и прегрешениями. Несмотря на широкое признание публики (а в мировом прокате удалось почти в шесть раз превзойти немалый по европейским меркам бюджет в размере 13,5 млн. евро), этот фильм практически проигнорировали при выдвижении на Национальную кинопремию «Лола», номинировав только главного исполнителя, швейцарца Бруно Ганца, актрис Коринну Харфух и Юлиане Кёлер, сыгравших соответственно Магду Геббельс и Еву Браун.
Nominated for Oscar. Another 15 wins & 13 nominations more
5 призів «Бембі» у Німеччині - продюсеру Бернду Айхінґеру, режисерові Оліверу Гіршбіґель, акторам Бруно Ґанцу, Александрі Марії Ларі і Хайно Ферху, премія «Аманда» за кращий иноземний фільм в Норвеґії, призи «Боділь» і «Роберт» за кращу неамериканських стрічку в Данії у 2005 році, премію за сценарій на МКФ у Мар-дель-Плата в 2005 році.
Випущено: Rai Cinemafiction / Constantin Film Produktion / Degeto FilmТривалість: