Головна » 2010»Січень»26 » Аґірре, гнів Божий / Aguirre, der Zorn Gottes (1972)
22:08
Аґірре, гнів Божий / Aguirre, der Zorn Gottes (1972)
Інформація про фільм
Назва: Аґірре, гнів Божий
Ориґінальна назва: Aguirre, der Zorn Gottes
Рік виходу: 1972
Режисер: Werner Herzog
У ролях:
Klaus Kinski ... Don Lope de Aguirre
Helena Rojo ... Inez
Del Negro ... Brother Gaspar de Carvajal
Ruy Guerra ... Don Pedro de Ursua
Peter Berling ... Don Fernando de Guzman
Cecilia Rivera ... Flores
Daniel Ades ... Perucho (as Dan Ades)
Edward Roland ... Okello
Alejandro Chavez
Armando Polanah ... Armando
Daniel Farfán
Julio E. Martínez
Alejandro Repulles ... Gonzalo Pizarro
Indianern der Kooperative Lauramarca
rest of cast listed alphabetically:
Justo González ... González
Antonio Marquez
Про фільм:
Після завоювання і розграбування еспанцями держави Інків виникла леґенда про казково багату країну Ельдорадо.
У січні 1561 на пошуки цієї країни вперше вирушила велика експедиція еспанських авантюристів на чолі з Гансало Пісаро.
У непрохідні джунґлі був висланий загін зі сорока людей, які повинні були спуститися на плотах і знайти Ельдорадо.
Загін розвідників очолив дон Педро Де Урсо, якого супроводжувала його кохана донна Інес, і його помічник дон Лопе Де Аґірре разом з дочкою Лопес. Не минуло й кількох днів, як загін став втрачати своїх воїнів одного за одним. Вони гинули від стріл індіанців і тонули у бурхливих потоках річки.
Урсо вирішив повернути загін, але Аґірре орґанізував бунт і взяв владу в свої руки з метою продовжити пошуки мітиічної країни. Одержимий жадобою золота він повів людей за собою в джунґлі, але експедиції не судилося повернутися.
Одна из лучших и ключевых картин в творчестве замечательного западногерманского режиссёра Вернера Херцога, снятая им в тридцатилетнем возрасте, принесла мировую известность самому Херцогу и актёру Клаусу Кински, который сыграл заглавную роль. За основу поведанной на экране истории была взята трагическая судьба реально существовавшего испанского конкистадора Лопе де Агирре, который в 1560 году высадился в составе экспедиции в Перу, чтобы найти богатую страну Эльдорадо, некий «золотой рай» на Земле. Но развернувшаяся между конкистадорами ожесточенная борьба за власть, а также безуспешность поисков этого самого Эльдорадо привели экспедицию к полному краху.
Постановщик фильма чуть ли не одержим идеей визуализации человеческой страсти к иррациональному, неведомому, загадочному. Он создаёт философскую притчу о наваждении и слепой мечте, о жажде власти, которая разрушает природу человека, превращая его в марионетку корыстных и злых инстинктов. Герой-одиночка бросает отчаянный вызов, вступая в неравный поединок не только с не менее алчными соперниками и неудачными обстоятельствами, а, кажется, с самой судьбой, Божественным Провидением, волей Создателя. Он горделиво видит себя в роли пророка и даже мессии, который знает путь к благоденствию всего человечества, но сам оказывается жертвой неуёмных амбиций, безумной попытки переиграть предначертанное роком. Тот, кто проникся гневом к забывшему людей Богу, способен вызвать лишь ответный «гнев Божий» или «кару небесную», а не в религиозном и метафизическом плане — просто зло, порождённое злом. Завоеватель амазонских джунглей Лопе де Агирре так и не смог покорить индейцев, не желавших вторжения чуждой цивилизации в их пределы.
Уникально мастерство Вернера Херцога и одного из его постоянных операторов Томаса Мауха по запечатлению своеобразных «пейзажей в трансе», почти ирреального мира девственной природы Южной Америки — рая, который становится настоящим адом для иноземных искателей Эльдорадо. Режиссёр, придерживающийся принципа «верю только в то, что вижу», совершает почти в каждой из своих лент подлинный подвиг, умудряясь снимать их абсолютно в тех же невыносимых для цивилизованного человека условиях, в каких находились и его герои (интересно, что бюджет этого исторического фильма был вообще незначительным — $370 тысяч). А Кински, который впервые сотрудничал с Херцогом (потом они ещё четыре раза работали вместе), наконец-то получил полную свободу для выражения своего неистового темперамента, самосжигающей страсти к некоему Абсолюту, к чему обречённо стремится душа, заключённая в бренное, полное пороков и недобрых помыслов тело. Финал картины, благодаря безжалостной режиссуре Вернера Херцога, выжимающего из актёра самые глубинные, уже подсознательные реакции затравленного зверя, воспринимается как зримый образ Страшного Суда, на котором корчится в муках перед Господом всё грешное человечество.
1989
Войска конкистадора Писарро пробирались через перуанскую сельву в поисках Эльдорадо. Но голод, болота и малярия остановили войско. Писарро отобрал сорок человек, которым суждено было первыми увидеть Золотой город или умереть. Одним из них был дон Лопес де Агирре, называвший себя Гневом Божьим.
Два очень нездоровых немца встретились на съемках этого фильма: один - фронтовик, неврастеник и великий актер, с которым не мог ужиться ни один режиссер; другой - двадцативосьмилетний режиссер-дилетант, не имевший никакого кинообразования и считавший, что главное в кино - это достоверность, а значит, съемочная группа должна находиться в тех же условиях, что и войска Писарро четыреста лет назад. Впоследствии Херцог снимет о Кински фильм "Мой лучший друг", а Кински все свои лучшие роли сыграет в фильмах Херцога, но тогда два этих немца стояли на плоту - и Херцог держал винтовку у виска Кински, чтобы заставить его плыть дальше, вниз по Амазонке, навстречу Эльдорадо. И Кински поплыл. И оказалось, что этот отнюдь не очевидный для кино принцип достоверности - работает. И что одержимый режиссер и одержимый актер не могут произвести ничего, кроме как настоящего фильма об одержимости. Жалко только, что Эльдорадо они так и не нашли. Если кто и мог это сделать, то только эти два очень нездоровых немца.
Алексей Васильев
Випущено: Werner Herzog Filmproduktion, Hessischer Rundfunk (HR)